Главное, чем моя книга обязана научному методу,
состоит в осознании собственных ограничений: она не
предлагает доказательств там, где ничего доказанного
быть не может, и не претендует на научность там, где
не может быть ничего, кроме личной точки зрения.
К. Поппер. "Открытое общество и его враги".
Всякая идеология стремится иметь научное обоснование или хотя
бы не отвергает научных доводов в свою пользу. Модерализм в этом
не исключение, но не придает научности большого значения, потому
что, во-первых, признает неизбежность и важность иррационального
компонента идеологий, во-вторых, саму науку считает делом доста-
точно сомнительным, особенно при ее нынешнем состоянии.
Ниже приводятся кое-какие общие наукоподобные соображения,
легшие в основу модералистического подхода. Кто не любит дотош-
ного анализа, готов верить мне на слово и ищет в этой книге
лишь общие идеи и воодушевление, тот может эту часть пропустить.
Что же касается меня, то по роду своих основных занятий я анали-
тик, а не агитатор, и меня воротит от зажигательных болтунов,
которые жонглируют расплывчатыми понятиями и призывают к чему-то
неопределенному, не будучи способными ни дать четкие определения
сущностям, которые они мусолят, ни предложить какой-нибудь кон-
кретный план. Я практик, за большинством изложенных здесь идей
стоит личный тяжело давшийся опыт, и назначение этой книги --
практическое. По замыслу, осиливший ее человек должен получить
достаточно определенное представление о том, ЧТО ДЕЛАТЬ.
Жизнь у советских людей счастливая и интересная
только до тех пор, пока им чего-то не хватает, пока
им чего-то хочется, пока они за чем-то гонятся и
чего-то ищут.
В. Суворов. "Контроль".
Обладай мы всем, нам все было бы немило,
скучно, ... надежда вдохновляет, пресыщение губит.
Б. Грасиан. "Карманный оракул" (аф. 200).
Потребности организма -- условия, которые необходимы или благо-
приятны для его выживания, роста, размножения. Организм ОЩУЩАЕТ
в себе только те потребности, удовлетворение которых зависит от
его поведения. Необеспеченность потребности вызывает ЧУВСТВО
неудовлетворенности, обеспеченность -- ЧУВСТВО удовлетворения.
У людей нередко бывает, что вследствие возникающих в психике
ассоциаций, отражающих искусственные особенности созданной об-
ществом среды, в качестве потребности воспринимается не тот
фактор, который непосредственно благоприятен для организма, а
тот, который оказался с ним некоторым образом связан. Таким
образом возникают псевдопотребности.
Еще один механизм возникновения псевдопотребностей состоит в
наличии случайно сложившихся и обнаруженных людьми возможностей
приятного воздействия на их организм.
Следует различать:
- объективные потребности;
- представления о потребностях;
- отношение к потребностям.
Представления людей о своих потребностях формируются посредст-
вом самонаблюдения, но значительно корректируются или искажаются
воспитанием и пропагандой. Культура приучает рассматривать неко-
торые потребности как порочные, не подлежащие удовлетворению, и
некоторые псевдопотребности -- как приемлемые, хотя они противо-
естественны и в той или иной степени разрушительны.
Выделяются следующие уровни удовлетворения потребностей:
- максимум: уровень исчезновения желаний (= уровень
пресыщения, потери удовольствия);
- оптимум: наиболее благоприятный уровень;
- пессимум: уровень, обеспечивающий незначительную
возможность роста и размножения;
- минимум: предельный уровень, при котором возможно
выживание.
Боэций ("Об утешении философией", кн. 1.V): "Природа
довольствуется немногим, когда же ты попытаешься усилить ее
насыщение чем-либо лишним, то, чем ты ее питаешь, будет ей
неприятно или принесет вред." Феномен потери удовольствия
при постоянной избыточной доступности блага ответственен за
большинство бедствий в развитых обществах.
Так называемые духовные потребности -- это потребности в
информации и в некоторых переживаниях (связанных с самопо-
жертвованием, подчинением, дружбой, помощью, и др. формами
поведения, скрепляющими общество).
Жизнь -- это боль. И те, кто так не думают,
ничего не понимают в жизни.
Фильм "Принцесса-невеста", режиссер Роб Райнер.
Человек делает что-то только для того, чтобы достичь удоволь-
ствия или избежать неудовольствия. Пропагандируемый некоторой
идеологией образ жизни имеет шанс стать популярным только в
случае, если он предлагает набор удовольствий, приемлемый для
определенных групп людей.
Можно выделить следующие уровни внутренних феноменов челове-
ческой особи, определяющих ее отношение к удовольствиям и
неприятностям:
- уровень сознания;
- уровень подсознательных впечатлений;
- уровень инстинктов;
- соматический уровень.
Уровни отчасти согласуются между собой, отчасти противоречат
один другому. К примеру, человек может быть соматически располо-
жен к удовольствиям некоторого типа, а привитая ему идеология
может осуждать эти удовольствия. Иначе говоря, человек может не
иметь соматической и/или психической расположенности к принятию
некоторой идеологии: это значит, что у него нет соматической
и/или психической расположенности к предлагаемым этой идеологией
удовольствиям.
Удовольствие, неудовольствие может переживаться в процессе
действия, сразу после действия, в предвкушении действия, при
воспоминаниях о действии.
Удовольствие, неудовольствие может быть непосредственным или
косвенным. Непосредственное порождается в основном нервными
импульсами, идущими в мозг от различных органов тела, косвенное
-- воображением. Непосредственное удовольствие может совмещаться
с косвенным неудовольствием и наоборот.
Протагор у Платона о возможных соотношениях удовольствия и
полезности ("Протагор"): "Бывают и такие наслаждения, что не
хороши, и, в свою очередь, такие тяготы, которые не плохи, но
бывает и наоборот. Третий же случай -- ни то, ни другое, ни
плохо, ни хорошо."
* * *
Христианство доказало, что удовольствие можно получать от чего
угодно -- даже от самоистязания.
Нет истинных удовольствий без истинных
потребностей.
Вольтер.
Извращение -- противоестественный способ получения удовольст-
вия: удовлетворение нормальной потребности ненормальным образом
или удовлетворение ненормальной потребности.
Надо различать извращение и упражнение временно недогруженного
органа. Упражнение становится извращением, если начинает
подменять реальное действие.
Извращения свойственны не только людям, но и животным.
Причины извращений:
- возможность ненормального приятного воздействия на организм;
- ассоциации: сходство некоторой сущности с нормальным
средством удовлетворения потребности;
- "информационный голод", стремление преодолеть однообразие;
- стремление выделиться;
- любопытство;
- нехватка или избыток нормальных средств получения
удовольствия (избыток ведет к пресыщению, то есть
к потере удовольствия);
- затруднительность или невозможность получения требуемого
удовольствия нормальным способом.
Извращение может быть средством получения ...
- непосредственного удовольствия;
- косвенного удовольствия -- например, через сознание своей
непохожести на других (психопат может предпочитать
извращение за то, что оно -- средство выделиться).
Извращенные способы получения удовольствия нередко оказываются
дешевле, доступнее, управляемее и приятнее нормальных способов.
По мере развития цивилизации люди придумывают или открывают все
новые и новые извращения. В обществе, достигшем изобилия, пресы-
щение заставляет изобретать новые удовольствия, и они, как пра-
вило, оказываются извращенными, поскольку все нормальные потреб-
ности уже удовлетворены.
Все ЧУВСТВА, свойственные человеческому духу, --
благодарность, мстительность, любовь, дружба, одобре-
ние, порицание, жалость, соревнование, зависть --
имеют явное отношение к положению и состоянию человека
и рассчитаны на поддержание жизни именно подобного
существа и на побуждение его к деятельности именно в
данных условиях.
Давид Юм. "Диалоги о естественной религии" (ч. III).
Всякое общество характеризуется набором удовольствий и неприят-
ностей, которые оно предлагает своим членам, и эти удовольствия и
неприятности -- не побочные продукты деятельности, направленной
на жизнеобеспечение, а ее главные цели, главные средства регули-
рования человеческого поведения и поэтому должны представлять
собой существенный компонент всякого проекта переустройства
общества. Если некоторый социальный порядок не может обеспечить
людям физиологически необходимого набора удовольствий и неприят-
ностей, этот порядок не сможет существовать. Даже рабы и каторж-
ники имеют какие-то радости -- достаточно значительные, чтобы
поддерживать желание жить.
Человек имеет потребность в эпизодическом умеренном переживании
всех тех эмоций, на которые он способен. Это касается даже непри-
ятных эмоций -- страха, унижения, обиды и пр. Причем устранение
дефицита этих эмоций приносит удовлетворение. Они все ему нужны,
все при определенных условиях работают на его благо. Люди разли-
чаются оптимумами своих эмоций. Не очень большие отклонения от
оптимумов не причиняют значительного беспокойства и вреда. Но
если отклонения велики, человек начинает искать поводы, создавать
подходящие ситуации. Одна из функций искусства -- предоставление
искусственных поводов для переживаний. То есть искусство -- это в
некоторой своей части извращение. Оно безобидно, если посредством
его человек компенсирует временный дефицит тех или иных естест-
венных переживаний, и очень вредно, если начинает в значительной
степени заменять естественные поводы, уводит человека из реально-
го мира в мир иллюзий. Если человек любит по преимуществу вообра-
жаемых героев и ненавидит по преимуществу воображаемых врагов, он
не может быть хорошим защитником личного и общественного блага.
Далее, человек нуждается в приблизительном балансе удовольствий
и неприятностей. Чувство удовлетворенности и чувство неудовлетво-
ренности -- это как бы эмоции высшего порядка, подводящие итог
действиям других эмоций. Обстоятельства обычно располагают к пе-
ревесу неприятностей. Чем больше неприятностей, тем больше требу-
ется удовольствий. Недобор некоторых положительных эмоций человек
стремится компенсировать другими положительными эмоциями. Если не
хватает естественных радостей, он заменяет их искусственными, то
есть извращениями. Пресыщение некоторым видом удовольствия может
иметь место при общем дефиците удовлетворения. Неприятности явля-
ются такой же физиологической потребностью, как и удовольствия.
Если неприятностей слишком мало, человек начинает их искать.
Кроме того, их следует переживать для того, чтобы поддерживать
способность справляться с ними.
Все проповеди аскетизма, предостерегающие от того,
чтобы отпускать узду инстинктивных побуждений, учение
о первородном грехе, утверждающее, что человек от
рождения порочен, -- все это имеет общее рациональное
зерно: понимание того, что человек не смеет слепо сле-
довать своим врожденным наклонностям, а должен учиться
властвовать над ними и ответственно контролировать их
проявления.
К. Лоренц. "Агрессия (гл. 13).
Личная саморегуляция -- подавление некоторых влечений или
осуществление некоторых действий при отсутствии соответствующих
влечений, совершаемые ради личной или общественной выгоды.
Самосдерживание, самоограничение -- компонент саморегуляции,
состоящий в подавлении влечений.
Очень многие люди не способны к социально-приемлемой саморегу-
ляции и нуждаются в сдерживающих и/или побуждающих воздействиях
извне.
У Шопенгауэра ("Афоризмы ...", гл. 5): "Нет такого характера,
который можно было бы предоставить всецело самому себе, дав ему
полную свободу; каждая личность нуждается в руководстве понятий
и правил."
Одни субъекты способны к самоограничению в большей степени,
другие в меньшей -- и в отношении разных соблазнов по-разному.
Возможные причины отсутствия или слабости искушения:
- неспособность предаться пороку;
- малое удовольствие от порока;
- трудность достижения удовольствия;
- конкуренция других искушений;
- незнание об удовольствии, приносимом пороком;
- наличие достаточного количества положительных эмоций
(не обязательно получаемых нормальным путем и социально
приемлемых);
- опасение последствий для здоровья, для личности;
- опасение наказания, снижения социального статуса;
- отсутствие любопытства, вялость, малая "жизненная сила".
Что касается стремления к экономии, то оно не является решающим
в мотивах человеческого поведения и к тому же, как правило, про-
является выборочно (человек экономит в одном, чтобы сорваться на
расточительность в другом). Вообще, людей тянет к иррационально-
му, и надо не только бороться с этим, но также и пробовать
направлять это в нужную сторону.
Игра -- деятельность в воображаемых обстоятельствах, доставля-
ющая удовольствие.
Учебная деятельность обычно тоже осуществляется в воображаемых
обстоятельствах, но она может не доставлять удовольствия.
Удовольствие от игры -- обычно непосредственное, но может быть
и косвенное. Человек получает косвенное удовольствие от игры,
если, к примеру, уподобляется игрой людям, на которых хочет быть
похожим.
Игра -- неотъемлемая и неоднозначная часть человеческой жизни.
Играть свойственно не только людям, но и другим высшим животным.
Четкой границы между игрой и не игрой нет. Одна и та же дея-
тельность может интерпретироваться ее участником и/или наблюда-
телем как игра или как не игра. Одна и та же совместная деятель-
ность может интерпретироваться одними ее участниками как игра,
другими -- как не игра.
Поддержание и развитие полезных человеческих качеств -- не
обязательный компонент игры. Игра может развивать качества,
которые вне ее никогда или почти никогда не нужны -- совершенно
или в большей своей части.
Возможные функции игры:
- подготовка к реальной деятельности (поддержание и развитие
способностей);
- стимулирование реальной деятельности (если игровая
деятельность имеет существенный и полезный реальный
компонент);
- получение удовольствия;
- уход (отвлечение) от неприятностей реальной жизни.
Опасности всякой игры:
- абсурдизация сознания;
- отвлечение от деятельности, полезность которой заключается
не в удовольствии от нее или не только в удовольствии.
Существует "реальность второго порядка" -- достижение реальных
целей использованием стремления людей к игре: зарабатывание на
обеспечении игры, на обучении игре, на обмане в игре.
Игровая условность может быть компонентом идеологии. Носители
такой идеологии занимаются в процессе реализации ее установок
игрой в той или иной степени. Явно неадекватная реальности
идеология может быть привлекательна именно предоставляемой ею
возможностью поиграть. Пример идеологии с существенной долей
игры -- немецкий национал-социализм.
Надо различать игру и извращение. Можно считать, что всякая
игра -- извращение. Или можно принять, что игра является извра-
щением, если в качестве источника удовольствия вытесняет реаль-
ную деятельность и оказывается в ущерб играющему субъекту и
обществу.
Если общество много играет, это значит, что оно расположено
к абсурду, даже если используемые игры не являются извращен-
ческими.
Должная политика в отношении игр состоит в привитии критичного
отношения к ним и в маргинализации тех из них, которые не разви-
вают полезных качеств, требуют чрезмерных расходов, отвлекают от
необходимой реальной деятельности.
Именно эта часть приятного -- приятное для
зрения и слуха -- есть прекрасное.
Сократ у Платона ("Гиппий больший").
(Поскольку, по-моему мнению, так называемая эстетика представ-
ляет собой наибольшую ахинею во всей философии, я выбросил ее
целиком и написал свою теорию искусства на чистом месте. В крат-
ком варианте она выглядит так.)
Призведения искусства -- вещи, процессы, формы поведения, ко-
торые созданы, модифицированы или подобраны таким образом, что
воспринимаются как непосредственно приятные, или вызывают при-
ятные воспоминания, или инициируют приятную работу воображения.
Искусство -- совокупность произведений искусства (существующих,
существовавших, будущих).
Воздействие произведений искусства бывает зрительное, слуховое,
моторное (восприятие телом своих движений). Слуховое воздействие
может быть речевое, неречевое (музыкальное, шумовое).
Воздействия произведений искусства на человека могут быть ...
- непосредственно приятные вследствие непосредственной
полезности для организма;
- непосредственно приятные вследствие наличия в организме
нефункциональных каналов прямого доступа к "центру удоволь-
ствия" в мозге (они могут быть нейтральными или вредными
для организма);
- косвенно приятные вследствие вызываемых воспоминаний и
фантазий; воспоминания и фантазии могут быть либо типичные
(в этом случае произведение искусства оказывается символом
во включающей его культуре) либо произвольные.
Соответственно можно различать два уровня воздействия
искусства:
- уровень непосредственного удовольствия;
- уровень эмоционально обусловленного удовольствия
(возникающего через ассоциации).
В качестве приятных могут переживаться следующие эмоции:
- объединяющие людей в общество: любовь, привязанность,
сострадание, самоотвержение, радость поклонения,
радость превосходства, радость властвования и пр.;
- отталкивающие людей друг от друга: презрение,
ненависть, возмущение, зависть, страх, злорадство
и пр.;
- прочие: воодушевление, радость победы, тоска и пр.
То, что приятно или нейтрально для одних, может быть неприятным
для других.
Люди различаются предрасположенностью к тем или иным эмоциям,
степенью дефицита тех или иных эмоций, набором накопленных впе-
чатлений, проводимостью своих каналов доступа к мозговому "центру
удовольствия", принадлежностью к той или иной культуре, субкуль-
туре. Поэтому разных людей тянет к разному искусству.
В окружающих человека сущностях можно различать утилитарные
компоненты и украшательные компоненты (= относящиеся к исскус-
ству). Эти компоненты могут сочетаться в разных пропорциях,
вплоть до отсутствия одного из них.
Некоторые сущности неприятны для людей. Среди них различаются:
- непосредственно неприятные вследствие непосредственной
вредности для организма;
- непосредственно неприятные вследствие наличия в организме
нефункциональных каналов прямого доступа к "центру неудо-
вольствия" в мозге;
- косвенно неприятные вследствие вызываемых воспоминаний и
фантазий.
Человек стремится от неприятного к приятному, поэтому никто
специально не создает рядом с собой неприятных сущностей, разве
что ненамеренно, или в качестве неизбежного побочного продукта,
или для того, чтобы досадить другим.
Некоторые люди получают удовольствие от досаждения другим,
поэтому сущности, которые вне общества воспринимались бы ими как
неприятные, доставляют им удовольствие, если воспринимаются также
и окружающими.
Очень многие заметные сущности в окружении человека имеет ту
или иную символьную нагрузку, то есть выражают некоторые
сообщения.
Всякая культура, всякое общество характеризуется набором язы-
ков символов. Одни языки складываются стихийно, другие вводятся
намеренно.
Чистые символы -- сущности, создаваемые или используемые един-
ственно ради их символьной функции. Символы по совместительству
-- сущности, создаваемые и используемые не ради или не только
ради их символьной функции.
Некоторая сущность может ...
- возникнуть не как символ, но впоследствии стать символом;
- быть задуманной как символ, но не стать таковым или
приобрести смысл, отличный от задуманного;
- со временем перестать быть символом или поменять смысл.
Символы бывают ...
- традиционные; модные;
- интеркультурные; общекультурные; субкультурные;
- индивидуальные; групповые; государственные;
- нормализованные; ненормализованные.
Используемые индивидуумом символы могут выражать его положе-
ние в обществе, сексуальные установки, политическую ориентацию,
профессиональную принадлежность, заслуги, характер, настроение,
и т. д. Используемые в обществе языки символов обеспечивают вза-
имопонимание людей, делают возможными совместные действия.
К. Лоренц ("Агрессия", гл. 5): "От незначительных особенностей
языка или поведения, объединяющих самые малые сообщества, идет
непрерывная гамма переходов к весьма сложным, сознательно
выполняемым и воспринимаемым в качестве символов социальным
нормам и ритуалам, которые связывают крупнейшие социальные
сообщества людей -- нации, культуры, религии или политические
идеологии."
Некоторые произведения искусства или их компоненты функциони-
руют как символы.
Символы могут использоваться в качестве украшений.
Чрезмерное внимание к символам или чрезмерное пренебрежение
ими должны рассматриваться как проявления психической ненормаль-
ности.
Люди могут выражать свое отношение к различным сущностям
демонстрацией отношения к символам этих сущностей. Надругатель-
ство над символами, защита символов серьезно воспринимаются
большинством людей. Деструктивная деятельность может состоять в
разрушении системы культурных символов. Способы разрушения
системы символов:
- неуместное использование символов, приводящее к искажению
их смысла, к их девальвации;
- надругательство над символами.
Чтобы быть благополучным, общество должно защищать свои
культурные символы.
К. Лоренц ("Агрессия"/ "Предисловие"): "Агрессия -- это такой
же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так
же, как и они, служит сохранению жизни вида. У человека, который
собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни,
агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям;
но сходным образом -- хотя не столь драматично -- обстоит дело с
другими инстинктами."
Убивать себе подобных -- естественная часть жизни. Организм
может вредить сородичам тремя способами:
- непосредственным убийством или нанесением повреждений;
- оттеснением от источников благ;
- препятствованием размножению.
В любом лесу можно найти молодые засохшие деревья, которые
погибли только потому, что рядом стоящие их собратья более
интенсивно тянулись к свету.
Избыточное размножение -- средство вытеснения дегенеративных
форм. Всякая популяция организмов распирается изнутри избыточным
размножением и быстро занимает любую вновь открывшуюся экологи-
ческую нишу в окружающей среде. Как только расселение заканчива-
ется, обостряется взаимная борьба, в которой менее качественные
особи гибнут чаще.
+-----------------------------------------------------------+
| Общество -- это не столько система взаимодополняемых |
| элементов, сколько совокупность частично нормализованных |
| конфликтов. |
+-----------------------------------------------------------+
Людей удерживает вместе не столько взаимная выгода, сколько ...
- отсутствие благоприятных мест обитания, до которых еще
не добралось общество;
- угроза насилия в случае попытки отъединения, порожденная
паразитическим интересом одних в отношении других;
- медицинская и прочая зависимость от цивилизации, вызванная
деградацией человеческого организма под влиянием этой самой
цивилизации.
Среди прочего их удерживает вместе и возможность подраться
между собой.
Биологически нормальное общество -- такое, в котором избыточ-
ность населения ведет не к одинаковому подавлению всех, а к
устранению худших; такое, в котором конфликт дает преимущество
лучшим.
Конфликт -- не извращение, не аномалия, а естественный
компонент существования людей. Человек -- существо конфликтное:
приспособленное к конфликтам и нуждающееся в них, как, к примеру,
грызуны нуждаются в том, чтобы постоянно стачивать свои зубы.
Лишить человека возможности конфликтовать значит причинить ему
неприятность и вред. Надо стремиться не к минимизации конфликтов
в обществе, а к оптимизации их -- чтобы они приносили поменьше
вреда, побольше пользы. Конфликты бывают вредны, как вреден
бывает любой фактор в человеческой жизни, действующий неуместно
или чрезмерно.
У Лоренца ("Агрессия, гл. 3): "У нас есть веские основания
считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью,
какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исто-
рического и технического развития." Одна из целей модерализма --
оттеснить психически ненормальных агрессоров от опасных кнопок
военных и других систем.