Модеpализм


9. Модералистический проект общества.

Может ли разумный человек, учитывая опыт прошедших веков, питать хоть малейшую надежду на светлое будущее человечества? К. Воннегут. "Колыбель для кошки". Мне хотелось, чтобы мир снова стал таким, каким нам его обещали, а не той гнусной, вонючей кашей, какой он является на самом деле. Р. Хайнлайн. "Дорога славы". Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними. Коран (13:12). Никто не желает погибать за восьмичасовый рабочий день, но кто-то может умереть за то, чтобы Германия принадлежала своему народу. П. Й. Геббельс Модерализм -- за отсев дефективных особей и за сохранение умеренной неблагоприятности условий существования, но это не значит, что модералистический подход приведет на практике к пренебрежению "человеческим материалом". Должно быть так, чтобы каждый человек чувствовал справедливое отношение к себе общества, имел реальные возможности достижения умеренного личного благополучия, мог проявлять нужную обществу инициативу (творческую, политическую, предпринимательскую), пользоваться разумной свободой; чтобы он видел положительную перспективу для себя лично и для общества в целом. Модералисты должны решить следующие проблемы: - как обеспечить высокое качество элиты; - как удержать общество в рамках умеренности; - как формировать полноценных интеллектуалов; - как организовать эффективное использование гениев; и др. Устройство общества должно обеспечивать ему следующие качества (стрелками указаны отношения способствования): ============== ============== | неучастие | | умеренное | +----|деструкторов|------>|потребление |->+ | | во власти | | | | | ============== ============== | | ============== ============== | ============== | |конкуренция | |ограниченная| | | сохранение | | +->| |--+ |численность |->+----->| природной | | | | | | | населения | | +----| среды | | | ============== | ============== | | ============== | | ============== | ============== | | ============== | | | плюрализм | +--->|эффективные | | +--->|безопасность| | +->| мнений |------>| технологии |->+ +--->| | | | | | +--| | | +--| | | | ============== | ============== | | ============== | | ============== | ============== | | ============== | +--|относитель- | +->| приспособ- | | | | чувство | +--->| ная |--+ | ляемость |----+ +->| умеренного | | свобода | | | | +->|благополучия| ============== | ============== | ============== +------------------------+ Модералисты не стремятся создать общество, которое устраивало бы всех или хотя бы устраивало большинство. Поскольку люди раз- личны во взглядах, одно и то же общество не может быть полностью преемлемым для всех. А некоторые различия во взглядах благопри- ятствуют социальному развитию. * * * Древняя Спарта -- пример модералистического общества. Даже если спартанство это миф, существование такого мифа показатель- но. Спарту упрекают в том, что она не отличилась в искусстве, философии, науках. Но зато она создала свой образ жизни, свой государственный строй, защищала Грецию, была гордостью Греции. От большинства греческих городов-государств только и осталось, что название, а Спарта -- одно из первых и самых интересных открытий всякого, кто знакомится с античностью. Героической Спарты давно нет, но интерес лучших людей не в том, чтобы жить ДОЛГО, а в том, чтобы жить ЗНАЧИТЕЛЬНО. Модера- листы не собираются строить свой Тысячелетний Рейх. Эффективный общественый строй -- тот, который может продержаться хотя бы несколько поколений. С биологической точки зрения, лучше прожил не тот человек, который протянул подольше, а тот, кто оставил побольше потомков; аналогично лучший не тот общественный строй, который дольше остался неизменным, а тот, который для после- дующих поколений оставил больше возможностей, в том числе привлекательных идей. До сих пор создававшиеся "платоновы государства" не настолько отличались благополучием и долголетием, насколько хотелось бы, потому что в их устройстве недостаточно действовали два важней- ших механизма: механизм защиты от чрезмерного потребления и механизм защиты от вырождения элиты. Модералистический подход призван решить эту проблему. * * * К. Лоренц о конкуренции в западном обществе: "Отбор так же интенсивно поощряет инстинктивную подоплеку накопительства, тщеславия и проч., как подавляет простую порядочность. Нынешняя коммерческая деятельность грозит вызвать по меньшей мере такую же ужасную гипертрофию упомянутых побуждений, какую у внутривидовой агрессии вызвало военное состязание людей каменного века. Счастье лишь в том, что выигрыш богатства и власти не ведет к многочисленности потомства, иначе положение человечества было бы еще хуже." ("Агрессия". гл. 13) Модерализм берется изменить направление естественного отбора в обществе: дать преимущество тем, кто более способен к ограни- чению своих потребностей и к работе на общее благо. Ключевые компоненты модералистической программы изменения образа жизни для России и для остального мира: - строительство исключительно малогабаритного жилья; - компактное строительство городов; - деавтомобилизация. Эти меры облегчат сокращение социального неравенства до приемлемого уровня, благоустройство бедности, снизят нагрузку на окружающую среду. Любой социальный проект представляется ценным лишь настолько, насколько он вписывается в эту программу. Тип общества, которое модералистическая идеология предпола- гает строить, можно назвать "модералистическим обществом" или "умеренным обществом". Для массовой пропаганды больше годится "здоровое общество" или "общество действительного благополучия". Еще варианты: - общество ограниченного потребления; - общество разумного потребления; - общество безопасного потребления; - благополучное общество; - защищенное общество; - общество безопасного развития; - полноценное общество; - натурализованное общество. На короткий срок можно реализовать почти любую утопию. Но чтобы новое общество сохранилось в задуманной форме, эта форма должна, во-первых, соответствовать человеческой природе, во-вто- рых, иметь механизмы защиты своих принципиальных особенностей, в-третьих, быть способной к развитию. Почти всякий компонент государства или общества, будучи однажды созданным, должен время от времени модифицироваться -- - для исправления изначальных дефектов; - для приспособления к меняющимся условиям; - для затруднения нейтрализации или использования его асоциальными личностями. Поэтому модералистический проект общества, чтобы дольше сохранять эффективность, должен представлять собой не только некое социальное устройство, но и механизм обновления этого устройства. +----------------------------------------------------+ | Неизменным в обществе может быть только то, что | | не мешает ему меняться к лучшему. | +----------------------------------------------------+

9.1. Взаимное сдерживание.

Послушание или подчинение становится таким обычным, что большинство людей никогда не спрашивают о его происхождении или причине больше, чем о принципе тяготения, противодей- ствия или о самых распространенных законах природы. Д. Юм. "О первоначальном договоре". Модералисты стремятся построить ОБЩЕСТВО ОПТИМАЛЬНОЙ СВОБОДЫ. Желания человека почти всегда избыточны. Это помогает преодоле- вать препятствия, обычно существующие на пути к благам. Но при отсутствии или слабости препятствий порождаемая чрезмерными желаниями деятельность приносит человеку много больше, чем ему нужно для благополучия. Даже очень хорошие люди, чтобы остаться таковыми, нуждаются во внешних сдерживающих факторах. Длительное отсутствие этих факторов обычно приводит к моральной и телесной деградации. Общество надо организовать так, чтобы люди удерживали друг друга от ненужных крайностей. Внутренним более или менее сдерживающим фактором является страх перед последствиями излишеств, но, как правило, его не достаточно. Другие возможные причины сдержанного поведения: - желание быть особенным; - желание не выделяться. При подготовке своей революции модералисты будут эксплуати- ровать первую причину, а после ее осуществления -- вторую. Одно из назначений социального порядка -- удерживать общество от войны всех со всеми. Всякое общество очень расположено к такой войне, поскольку ... - большинству людей очень мешают некоторые из их ближних; - простейший способ приобрести какое-нибудь благо -- отнять его у другого. Модералистический подход благоприятен для предотвращения такой войны, поскольку он ... - предполагает нейтрализацию чрезмерно беспокойных индивидуумов; - способствует снижению запросов; - дает возможность проявлять здравую агрессивность с пользой для общества.

9.2. Милитаризация общества.

Продай одежду свою и купи меч. Евангелие от Луки (22:36). Все привилегии и жалования, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь за службу в войске, иных путей не должно быть. Шан Ян Больше других не хочет войны тот, кто основательно к ней подго- товился: он хорошо узнал, ЧТО она ему несет. Подготовку к войне можно осуществлять так, что на 90% это будет также и подготовка к стихийным бедствиям, техническим катастрофам, эпидемиям и пр. Под милитаризацией общества здесь понимается совокупность следующих мероприятий: 1. Повышение боеспособности вооруженных сил. Увеличение их чис- ленности и наращивание общего военного потенциала страны до уровня, определяемого потребностями реалистичной политики. 2. Улучшение здоровья и повышение физических качеств населения. 3. Формирование искусственной среды с расчетом на уменьшение ее уязвимости в военных действиях, природных и технических катастрофах, на использование ее в военных целях. 4. Воспитание населения в духе готовности к войне, к трудностям, к катастрофам. Привитие здравых взглядов на социальные конфликты. 5. Подготовка средств жизнеобеспечения в чрезвычайных обстоятель- ствах. Создание запасов. 6. Подготовка к управлению обществом в чрезвычайных обстоятель- ствах. Служба в вооруженных силах должна быть добровольной. Даже бедное государство в состоянии обеспечить такие условия службы и такое отношение к ней в обществе, что она станет достаточно привлекательной для его граждан. Добровольность военной службы следует дополнить правом граждан на ее прохождение. Основания для отказа им в этом праве надлежит четко оговорить. Они могут повторять основания для запрещения участия в выборах. Непрофес- сиональная военная служба должна обязательно проходить на стро- евых должностях с таким расчетом, чтобы риск, тяготы и лишения распределялись между всеми примерно поровну. Профессиональная служба должна обязательно начинаться на строевых должностях независимо от военной специальности. Неизбежные комфортные места в вооруженных силах следует предоставлять только тем, кто утратил часть здоровья на военной службе либо получил предписан- ную долю риска, тягот и лишений на некомфортных должностях. Лица, изъявившие желание принять на себя тяготы, лишения и опасности ради общего блага, должны получать за это некоторые существенные преимущества заранее, а не после того, как станут инвалидами или стариками. Не желающие служить в вооруженных силах должны либо понижаться в политических правах, либо изгоняться из общества. К военной службе может приравниваться примерно равная ей по риску, по вредности, по тяготам общественно-полезная деятельность. Организованное таким образом военное дело представляется существенным препятствием проникновению деструктивных личностей во власть.

9.3. Милитаризация элиты.

В наших жилах кровь, а не водица. Мы идем сквозь револьверный лай, Чтобы, умирая, воплотиться В пароходы, строчки и другие долгие дела. В. Маяковский. "Товарищу Нетте". Декларируемая модерализмом идея самопожертвования противоречит им же декларируемой идее отбора: если лучшие -- те, кто способен к самопожертвованию ради общих интересов, то в случае полной реализации своей способности они не могут выжить (= пройти отбор) и оставить наделенное тем же качеством потомство. Выход может состоять в том, чтобы заблаговременно и достоверно выделять готовых к самопожертвованию и создавать им условия для реализации своей склонности действовать на общее благо и для оставления потомства. Эти люди должны властвовать или более других участвовать во власти. Поскольку им первыми умирать за общество, у них должно быть больше прав определять, каким этому обществу быть. В этом отношении античная Спарта и средневековая Европа были более модералистичными, чем Россия и Запад в XX веке. Вытеснение вооруженных сил с внутриполитической арены -- особенность последних столетий. Либералы провозгласили лозунг: "Армия -- вне политики". Модерализм противопоставляет ему лозунг: "Кто защищает общество, тот и должен им управлять". Война и другие мероприятия, рискованные для их участников, -- это, во-первых, средство верификации элиты (проверки ее преданности общим интересам), во-вторых, средство ее обновления. Умеренное обновление элиты -- условие сохранения ее качества. Элита должна подвергаться опасности больше многих, но не обязательно больше всех. Помимо войны, есть и другие возможности рискования собой и перенесения особых трудностей ради общего блага: борьба с преступностью, стихийными бедствиями, техническими катастрофами, эпидемиями. Конечно, кто-то будет рисковать собой на общественном поприще не ради общества, а ради возможностей, какие предоставляются обществом за такой риск. И кто-то будет ставить себя под угрозу из-за извращенной склонности к риску. Но это все же лучше, чем требовать самоотверженности от тех, кто не желает проявлять ее вообще или кто не считает существующее общество достойным ее. * * * Ближайший яркий пример военизированной элиты -- организация СС (Schutz Staffeln, "охранные отряды") в нацистской Германии, но по этому опыту есть много существенных критических замечаний. * * * Одна из основных причин всякой войны в настоящее время состоит в том, что лица, принимающие решение о начале боевых действий, сами непосредственно в них не участвуют и от них не страдают. Таким образом, милитаризация элиты есть, среди прочего, способ снижения возможности войн.

9.4. Лидеры.

К тому же по общему правилу власть принадлежит дурному началу, а решающее слово -- глупости. А. Шопенгауэр. "Афоризмы" (гл. 2). Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров. Сенека. "Письма Луцилию" (VI). Главное, что меня раздражает в подавляющем большинстве современных лидеров человечества, -- это их мелочность. Они не способны ни на великое злодейство, ни на великое созидание. Они не способны даже на обыкновенное самопожертвование ради цели, достойной уважения. Можно, конечно, допускать, что хотя бы неко- торые из них -- гораздо большие негодяи, чем о них обычно думают, и катастрофы, о которых идет речь в этой книге, ими сознательно готовятся. Или же наоборот, что некоторые из них -- замаскиро- ванные выдающиеся подвижники, и они уже разработали и реализуют беспримерный план всеобщего спасения, до поры удерживаемый в тайне. * * * Как получается так, что в государственном аппарате на большин- ство ключевых должностей попадают далеко не самые достойные люди? Механизм примерно следующий: На самый верх обычно попадает или изнеженный дегенерат, полу- чивший власть по наследству, или энергичный дурак, победивший на выборах в силу своей понятности серому большинству сограждан, или выдвиженец аппарата, понятный серой массе чиновников, сформиро- ванной усилиями прежних бездарных лидеров. Далее этот вождь начинает подбирать себе кадры. На некоторые должности он определяет заведомо слабых людей, чтобы не устроили заговор. На некоторые должности назначает скомпрометированных деятелей, чтобы легче было ими манипулировать, а также чтобы эпизодически растерзывать то одного, то другого из них на радость согражданам. На некоторых должностях он терпит "старые кадры" (дураков и проходимцев, оставшихся от прежнего вождя), потому что нет времени искать им замену. На некоторые должности он хотел бы посадить честных и талантливых людей, но не в состоянии их отыскать, потому что самолично таких не знает, а рекомендациям не верит. На некоторые должности он назначает имитаторов, сумевших про- извести на него впечатление честных и талантливых. Поскольку сам он серость, ему затруднительно распознавать людей действительно выдающихся. Далее подобранные и расставленные вождем кадры начинают тоже подбирать себе кадры -- и в том же стиле. Таким образом, вся иерархия государственного управления оказывается заполнена само- уверенными бездарными и/или извращенными личностями, которые в лучшем случае наделены каплей здравого смысла и в состоянии организовать для нации что-то элементарное, но не более того. Если в эту массу вкрапляются действительно способные люди, то происходит это главным образом из-за сбоев в "кадровой политике", и чувствуют они себя там неловко и обычно не задерживаются. * * * Минимизация охраны лидеров государства -- способ обеспечения им должного риска, отпугивающего недостаточно самоотверженных и способствующего эпизодическому освобождению первых ролей для свежих кандидатов. В конституции модералистического государства должно быть заявлено: если глава государства усиливает свою охрану сверх оговоренного предела, этого человека надо убирать любыми доступными средствами. Лидер должен не отгораживаться от общества, а вести себя так, чтобы оно не стремилось его уничто- жить. Конечно, иногда попадаются выдающиеся, незаменимые и почти безукоризненные руководители, но чаще всего в лидерах оказываются обычные по своим качествам люди, которые быстро развращаются властью, и которым легко найти замену. Лучший способ для вождя сохранить свою жизнь -- подготовить десяток достойных преемников из числа порядочных людей. Обществу не следует иметь лидеров, которые не готовы за него умереть или которые не терпят рядом с собой выдающихся людей, способных составить им конкуренцию. * * * Должен быть нормализованный, дешевый, необременительный и необязательный ритуал свидетельствования почтения вождям, способный приносить удовольствие тем, кто в нем нуждается. Превышение этого ритуала должно рассматриваться как подрывная деятельность. Значительная часть граждан будет с удовольствием поклоняться мудрым вождям, как она это всегда делала или хотела делать. Те, кто найдет вождей недостаточно мудрыми, будут иметь шанс стать рядом с ними или заменить их. Те, кто не желает ни поклоняться, ни править, будут просто жить -- в обществе, в котором для жизни созданы достаточные условия. Не следует принуждать к поклонению тех, кому это чуждо. Их не следует притеснять, поскольку, возможно, это -- лучшие люди. Надо удешевить публичные мероприятия высшей власти, в частнос- ти, упростить так называемый дипломатический протокол. Умные лю- ди не находят удовольствия в церемониях, а потакать дуракам -- занятие низкое. В плохо устроенном обществе власти вынуждены прибегать к разным способам развлечения и одурманивания масс; в хорошо устроенном обществе они могут позволить себе сэкономить на этом. Церемониал вреден не столько тем, что отнимает средства и время, сколько тем, что абсурдизирует массу, а у носителей власти создает впечатление, что, разыгрывая раз или два в день небольшой политический спектакль, они почти уже исполняют долг перед стра- ной, и дальше можно валять дурака.

9.5. Проблемы управления.

Среди причин дефективности управления -- бездарность, извра- щенность, психическая ненормальность управленцев, добравшихся до руководящих мест вследствие принадлежности привилегированным семьям либо вследствие карьеристских усилий, порожденных не лучшими устремлениями. При комплектовании кадрами органов управления приходится по преимуществу делать выбор между здоровыми дураками и дегенератив- ными умниками. Людей, которые были бы и умными, и полноценными, набирается так мало, что их едва хватает даже на руководящие должности, не говоря уже о должностях специалистов. Выход может быть в том, чтобы терпеть менее дефективных умников и менее глупых здоровяков на многих ответственных должностях, но осущест- влять над ними надзор, сосредоточив полноценных интеллектуалов в органах высшей власти и в органах государственной безопасности. Одна из главных проблем управления в обществе -- неадекватность представлений управленцев об управляемых сущностях. Эти представ- ления в принципе могут происходить из ... - прошлого личного опыта непосредственной работы с этими сущностями; - чужих рассказов; - усвоенных теоретических воззрений на управление и вообще на мироустройство. Поскольку старт удачливых карьеристов нередко происходит в теп- личной среде, то их собственный опыт "низовой" работы оказывается незначительным и малополезным, а расхожие теоретические понятия об управлении и об управляемых сущностях почти всегда оставляют желать много лучшего. Управленцев обычно спасает от дурного влияния теорий плохая организация подготовки кадров, отсутствие интереса к теоретическому знанию и нелюбовь к чтению. Средства преодоления неадекватности представлений: - регулярные стажировки управленцев на рядовых должностях вне управляющих учреждений; - снабжение управленцев более качественными теориями; - приток в управление новых людей с рядовых должностей. Из этих средств только последнее представляется надежным, а реализовываться оно может либо путем чисток, осуществляемых "сверху" мудрым и сильным вождем, либо посредством больших и малых революций "снизу", то есть так или иначе насилия над управленцами, поскольку мало кто из них уходит добровольно. Управленцы всегда имеют склонность к чрезмерному преследованию личных интересов и пренебрежению обязанностями. Проявлению этой склонности способствуют: - отсутствие привлекательной идеологии общих целей; - недоразвитость чувства долга; - слабый общественный надзор; - кастовость класса управленцев; - неэффективный государственный механизм борьбы с коррупцией; - дефективность вождей (неспособность устранить вышеуказанные обстоятельства, подать хороший пример). Существование управленцев -- это, можно сказать, неизбежное зло. А. Зиновьев ("Коммунизм как реальность"/"Власть"): "Есть определенные границы, в которых колеблется число начальников в современном достаточно развитом обществе. Оно не может быть мень- ше некоторого минимума, определенного одними только интересами управления людьми. И никакими государственными декретами не уменьшить это число. Можно уменьшить число официально признава- емых начальников, но появятся фактические начальники. Пусть официально не признаваемые, но выполняющие вполне законные социальные функции." Способы минимизации контингента управленцев как неизбежного зла: - совершенствование технологий управления; - уменьшение сложности общества и искусственной среды, в частности, унификация различных их компонентов; - стабилизация общества и среды, уменьшение потребности в адаптациях.

9.6. Интеллектуалы.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете. Евангелие от Матфея (23:13). Геббельс: "Под интеллектуализмом мы понимаем такой тип полу- культуры, которая знает слишком много, чтобы поверить во что-то лишь из инстинкта, и знает слишком мало, чтобы поверить во что-то из-за знаний." Интеллектуалы как целое -- главный ресурс и главная угроза для любой нации. Большой ум -- редкость. А большой конструктивный ум -- редкость из редкостей. Умники чаще бывают деструкторами, извращенцами и абсурдистами. Можно сказать: если общество ущерб- но, то ущербны в первую очередь его интеллектуалы. В отношении интеллекта общество может положиться лишь на очень немногочисленную группу, обозначенную на нижеследующей схеме знаком "*" (что касается не попавших под этот знак, то от них больше проблем, чем пользы): +----------------+ | конструктивно | +-----------------+----+ мыслящие | | выполняющие +---+----+-----------+--+ | умственную | | | образованные | | работу | | | | | | +---------+---+----+-+ | | | | | ++----+-+-----+ | | | | | || * | | | | | | | | |+----+-+-----+---+ | +---+---------+--+-----+ | | | | +--+-------+-----+------+ | умные | | | +------------+-------+ | | психически | | нормальные | +-------------+ Основная масса сегодняшней интеллигенции -- малополезна, бесполезна или вредна. А те, кто вроде бы полезен, занимаются в основном решением проблем, порожденных ими же самими или другими интеллигентами. Некоторая часть этой массы способна приносить пользу путем выполнения простой (реже -- сложной) работы под надзором специалистов по борьбе с абсурдом, извраще- ниями и деструкцией. Кто-то сможет "стать в строй" после основа- тельного промывания мозгов и усвоения технологий конструктивного творчества. Многие абсурдные интеллигенты стали абсурдистами в основном потому, что никогда не занимались реальным делом (то есть таким, на выходе которого не знаковые конструкции, не поддающиеся верификации, а работающая машина, устойчивое сооружение, функ- ционирующее учреждение и т. д.). Суть "оторванности от жизни" -- в нехватке непосредственных впечатлений о мире, в недостаточности опыта непосредственных взаимоотношений с этим миром, в формиро- вании представлений на основе чужих мнений (к тому же искаженных пересказами посредников), в преимущественном обитании в искусст- венных условиях, которые отличны от условий жизни большей части народа. Напряженность основной работы делает для практиков почти невозможным теоретическое осмысление своей деятельности, для теоретиков -- участие в практике. Между тем, осмысление сложных вещей требует некоторого досуга, а выполнение сложной практичес- кой работы -- некоторого постоянно подерживаемого опыта. Эта проблема может решаться чередованием периодов практики (12..36 месяцев) и периодов научной деятельности (6..12 месяцев), а также общим снижением трудовой нагрузки при сокращении потребностей общества. * * * Одни политические идеи распространяются в народе через основ- ную массу интеллигенции, другие -- помимо этой массы. В больном обществе первые чаще оказываются деструктивными, вторые -- спа- сательскими. Создатель идеологии спасения обращается напрямую к народу, минуя слой разложенных и путанных умников. Когда новые идеи овладевают простыми людьми, интеллигенты обнаруживают: "Народ не с нами, народ против нас", и начинают приспосабли- ваться к новым обстоятельствам: пропагандировать, дополнять, извращать новый подход. Что касается модерализма, то сегодня он пока еще чужд основной массе населения, но в гораздо большей степени он чужд существующей интеллигенции. А. Зиновьев ("Гомо советикус"): "Если бы интеллектуалы заняли место руководителей общества, стало бы много хуже, ибо у них нет чувства реальности, здравого смысла. Для них их словеса важнее реальных законов и тенденций общественных процессов. Психологический принцип интеллектуалов таков: мы могли бы организовать все наилучшим образом, но нам не дают. А фактическое положение таково: они могли бы органи- зовать жизнь наилучшим образом лишь при наличии условий, которые практически неосуществимы, и потому они не способны действовать даже на уровне презираемых ими лидеров общества. Фактические руководители подчиняются потоку жизни, и потому они хоть что-то делают. Интеллектуалы недовольны тем, что поток жизни им неподвластен. Они его считают неправильным. Они опасны, ибо выглядят умными, будучи на самом деле профессионально изощренными глупцами." Человечество кормит огромное множество бесполезных умников, благоговея перед их непонятной мудростью. Чаще всего никакой действительной мудрости нет, а есть апломб, надувательство, путание себя и других, жалкая претензия на значительность -- особенно в социальных науках и в так называемой философии. Большинству титулованных ученых нельзя доверить даже простую концептуальную работу. Их невозможно ни перевоспитывать, ни поправлять -- их надо просто отстранять от всех сколько-нибудь важных дел, предполагающих четкое конструктивное мышление и адекватные представления о действительности. К. Клуге ("Коммунизм Христа", гл. "Духовная миграция"): "У так называемых примитивных народов, мало удалившихся в развитии от своих пещерных предков, можно наблюдать простосердечие, отсутст- вие хитрости, лицемерия и стяжательства (...) Нам заметят, что примитивный человек потому и отличается честностью и благородст- вом души, что не был подвержен фальши наших наставников духовных (...), ибо НАСТАВНИКИ СИИ И ЕСТЬ ГЛАВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЗЛА СРЕДИ ЛЮДЕЙ." Нейтрализация дефективной интеллигенции -- в числе основных задач модералистической революции. Лишение этих людей возмож- ности выполнять свою обычную псевдоработу скажется на обществе положительно.

9.7. Концептуальная власть.

Функционально полной (а значит, более жизнеспособной) является только та нация, которая имеет собственную более или менее много- численную группу патриотически настроенных людей, занятых осмыс- лением ее сути, ее места в мире и в истории, выработкой ее стра- тегии; способных творить на высоких уровнях научной сложности с высокой степенью обобщений и встроенных в качестве значимых элементов в механизм выработки государственных решений и форми- рования общественного мнения. Их можно назвать концептуалистами. Они являются носителями концептуальной власти. Отсутствие или слабость таких людей означает, что концептуальная власть в стране реализуется иностранными субъектами. Нередко места концептуалистов занимают псевдоконцептуалисты (недостаточно способные к сложной интеллектуальной деятельности), агенты влияния, абсурдисты, деструкторы.

Возврат в оглавление
Сайт управляется системой uCoz