Модеpализм


6. Модералистическая концепция индивидуума и общества.

6.1. Ненормальные.

Народ представляет из себя окольный путь природы, по которому она достигает до шести, семи великих мужей. Ф. Ницше. "По ту сторону добра и зла" (126). И самое хорошее, и самое плохое в этом мире совершается по преимуществу ненормальными индивидуумами. Нормальные, как правило, способны лишь на воспроизводство, а если и привносят что-то новое, то лишь по принципу "перехода количества в качество": к примеру, вымирают, проев все ресурсы. Ненормальные индивидуумы -- отличающиеся от большинства в лучшую или в худшую сторону. Различаются ненормальные по личным качествам и ненормальные по месту в обществе. Ненормальность не всегда оказывается явно и однозначно отрицательной или положи- тельной. Отличающиеся по личным качествам в худшую сторону могут занимать лучшие места в обществе, и наоборот. Ненормальные по личным качествам нередко оказываются (усилиями окружающих и собственными) в ненормальных условиях. Обычные правила поведения не всегда для этих условий применимы. Общес- тво создает неудобства ненормальным даже тогда, когда эти люди отличаются от массы в положительную сторону. Красавцы, умники и герои устраиваются в среднем хуже очень многих обычных людей. * * * С модералистической точки зрения наибольший интерес представ- ляют ненормальные следующих типов: I. Отличающиеся по месту в обществе: - Привилегированные: занимающие наиболее привлекательные социальные роли. - Донники: имеющие особо низкий социальный статус. - Маргиналы: плохо уживающиеся с обществом. Соотношение указанных групп людей можно изобразить следующей схемой: +-----------------+------+ |привилегированные| | +-----------------+------+ | |марги-| | | налы| | | | +-----------------+------+ | донники | | +-----------------+------+ II. Отличающиеся по личным качествам: - дегенераты (= вырожденцы): менее жизнеспособные, получившие при зачатии плохой генетический код; - извращенцы: склонные к преимущественному получению удовольствий посредством извращений; - абсурдисты: страдающие непрактичностью ума; - невротики: страдающие повышенной раздражительностью из-за трудностей уживания с обществом; - сумасшедшие: имеющие ущербно функционирующую психику; - гении: страдающие чрезмерным развитием творческого мышления; - преступники: имеющие устойчивые асоциальные установки; - разрушители: склонные к уничтожению ценностей; - спасатели: имеющие особенно сильный инстинкт защиты коллективных интересов. Указанные типы личностей концентрируются преимущественно в особых зонах общества, то есть являются привилегированными, донниками, маргиналами. Дефективные (= ущербные) -- общее название для дегенератов, извращенцев, абсурдистов, сумасшедших. Можно выделить в обществе два обобщенных полюса -- сверхчело- веков и недочеловеков. Но если полных недочеловеков набирается очень много, то полных сверхчеловеков вряд ли отыщется хотя бы несколько десятков на все человечество, так что полюс сверхчело- веков надо считать идеальным (воображаемым), а не фактическим. Общество склонно намеренно или ненамеренно уничтожать и поло- жительные, и отрицательные крайности. К примеру, особо здоровых людей оно толкает к спортивной деятельности, подрывающей их здоровье чрезмерным напряжением и прививающей извращенную систему ценностей.

6.2. Донники.

Донники (бентиалы) -- обитатели "социального дна", то есть люди с особо низким (но нормальным) социальным статусом. Среди донников выделяются: - опустившиеся; опущенные; аборигены дна; - достойные пребывания на дне; пребывающие на дне незаслуженно. Донники частью паразитируют на обществе, частью потребляют его отбросы (то есть такие ресурсы, которые больше никому не нужны и идут в отходы). Есть две причины существования донников: - нежелание или неспособность общества пристроить, изолировать или ликвидировать их; - нежелание или неспособность донников занять более качест- венные социальные ячейки. Полезности "дна": - поставка дешевого "человеческого материала"; - запугивание остальных членов общества перспективой оказаться на дне.

6.3. Маргиналы.

Маргиналы -- те, кто испытывает значительные неудобства от жизни в обществе из-за того, что имеет недостаток или избыток некоторых качеств по сравнению с тем, что считается нормальным. Они страдают, они терпят или борются -- за то, чтобы общество стало другим или сделало для них исключение из своих правил. Маргиналы -- вовсе не обязательно донники: донники -- нормальная часть социальной системы, а маргиналы -- инородное тело в системе. Маргиналы бывают ... - маскирующиеся; явные, в т. ч. демонстративные; - процветающие; бедствующие. Среди прочего, бывают псевдомаргиналы: люди, которым очень хочется быть особенными и гонимыми, потому что им нравится обра- щать на себя внимание и, кроме того, потому что им надо как-то оправдывать свой творческий и карьеристский неуспех. Если человек, имеющий выдающиеся способности и кое-какие амбиции, пребывает не наверху, а где-то ближе к началу социальной лестницы, то он тоже маргинал. Маскирующиеся маргиналы могут быть внешне вполне благополучными людьми. Социальная функция боеспособных маргиналов -- идти в первой линии борцов за очередную революцию.

6.4. Дегенераты.

...в хорошем обществе о таких вещах говорить не полагается. Иначе сразу найдутся хорошие люди, либералы и гуманисты, и очень даже интеллигентные, которые сразу начнут очень волноваться и доказывать, что все эти разговорчики о вырождении и дегенерации -- это такие же басни и выдумки, как средневековые сказки про ведьм и колдунов. И лучше не спорьте. Иначе переругаетесь со многими из ваших знакомых. Григорий Климов. "Князь мира сего". Согласно его воззрениям, политическое вырождение обусловлено моральным вырождением (и недостатком знания), а моральному вырождению, в свою очередь, во многом способствует расовое вырождение. Карл Поппер о Платоне ("Свободное общество и его враги"). Из "Биологии" для медиков (М., 1985, стр. 73): "В настоящее время в мире 4-5% детей рождаются с наследственными нарушениями, 10-20% детской смертности обусловлено наследственной патологией, 25-30% коек в детских больницах заняты пациентами с наследст- венными болезнями. Расходы общества на содержание только больных болезнью Дауна равны затратам на борьбу с гриппом. В клинике кожных болезней описано около 200 наследственных заболеваний, глазных болезней -- более 200, нервных болезней -- около 200. Общее количество известных наследственных болезней превышает 1500." Среди генетически ущербных надо различать: - мутантов -- отклонившихся от нормы в худшую сторону вследствие сбоя в механизме наследования; - низших -- относящихся к менее эффективной породе, которая занимает свою экологическую нишу или вымирает; - генетически неадекватных -- не вполне соответствующих по своим наследуемым свойствам тем условиям, в которых им приходится существовать, но вполне соответствующих условиям, которые где-то имеются. Дефекты тела способствуют появлению дефектов психики двумя путями: - через тело -- субстрат психической деятельности; - через обусловленное ими положение в обществе, отношение окружающих. Взаимосвязь дефектов: | | =============+->=============+->=============== ============= ->| дефекты |-->| дефекты |-->| дефекты |-->| дефекты | | тела |<--| психики |<--|мировоззрения| | поведения | =============<-+============= =============== ============= | +------|--|-------------+ | | | ============== | | | | +>|ненормальное|->+ +--------------->-------------+ | | положение |<-------------------------------------+ | в обществе | ============== Дефекты близкого родственника тоже травмируют психику, хотя и в меньшей степени, чем собственные. Дефектность психики может развиваться и при нормальном теле -- вследствие разрушительного влияния среды. Ущербное мировоззрение может складываться при исходно нормальной психике -- вследствие навязывания обществом. Ущербность мировоззрения может привести к повреждению психики, ущербность психики -- к повреждению тела. Поскольку моральные установки и вообще взгляд на мир наследу- ются в некоторой степени от родителей через семейное воспитание, то вырождение надо рассматривать на двух уровнях: генетическом и мировоззренческом. Генетическая дефективность благоприятствует восприятию дефективного мировоззрения, дефективное мировоззрение способствует генетической деградации (через пьянство, через небрежный выбор "брачного партнера" и т. д.). Вырожденческие взгляды могут быть привиты и генетически полноценной человеческой особи, но не настолько прочно, как в случае с особью генетически ущербной. Аналогично могут быть вырождающейся особи привиты здравые взгляды, но не настолько прочно, как в случае с нормаль- ным человеком. У здравого индивидуума инстинкты восстают против навязываемых ему ущербных норм поведения, ущербному же слишком трудно бороться с соблазном отклониться от здравых поведенческих норм. Ущербность психики заразна. Имеются два механизма заражения: - травмирование; к примеру, люди, вынужденные общаться с невротиками, нередко сами становятся невротиками; - дурной пример. Врожденные дефекты организма могут быть не проявлением ущерб- ности генного материала родителей, а следствием неблагоприятных условий формирования и развития зародыша. Поэтому дети-дегенераты могут рождаться и у нормальных родителей. Некоторые генетические недостатки родителей могут устраняться при зачатии: два по-разному дефективных родителя в принципе могут иметь нормальное потомство. Если общество будет нейтрально относиться к некоторому дегене- ративному признаку, он перестает травмировать его носителей, но зато повысится возможность оставления потомства этими носителями. Пренебрежительное отношение к дефективным в обществе -- условие их неразмножения, вытеснения дефективности из генофонда. Христианское сочувствие слабым -- дефекторазмножающий фактор. Слава Богу, "обыденное сознание" всегда характеризовалось более жестким отношением к ущербным, чем требовало христианство. Могут выделяться дегенераты двух типов: - выморочные: оставляющие мало потомства или слабое потомство либо его вовсе не имеющие; - размножающиеся: компенсирующие повышенную уязвимость чрезмерной чрезмерной заботой о потомстве, чрезмерным стремлением к превосходству. Дефективность тела может компенсироваться высоким уровнем интеллекта, дефективность интеллекта -- высоким качеством тела. По-видимому, фригидность чаще встречается у красивых женщин: у них нет трудностей с приобретением "сексуального партнера", и поэтому у них высокий шанс оставить потомство даже при пониженном сексуальном влечении. Красивый индивидуум вполне может оказаться дегенератом. Очень многие красавцы порочны и несчастливы. Для человека вредно, если его любят слишком многие и слишком сильно. Скрытую дефективность красавцев можно объяснить следующим образом. Всякий человек должен для выживания, для продолжения рода набрать определенное количество преимуществ. Красавцы набирают их на внешних качест- вах, поэтому природа позволяет им расслабиться на внутренних. Дегенераты представляют для общества значительную угрозу, по- тому что, несмотря на свою ущербность (а иногда и благодаря ей), большинство из них вполне способно к сравнительно сложной деятельности, и они много чаще нормальных поддаются асоциальным влечениям. * * * По-видимому, не большинство, а подавляющее большинство людей в наше время имеет те или иные дегенеративные признаки. А если кто не имеет сам, у того имеют близкие родственники, что свидетельствует о том, что дегенеративные признаки у него тоже, скорее всего, существуют, но в скрытой форме. Правда, дело не в наличии признаков как таковых, а в характере этих признаков, в степени их проявления, а главное -- в отношении к ним их носителя и окружающих. Даже значительный дефект не обязательно формирует патологическую личность. И даже если дегенеративен сам субстрат психической деятельности, это можно в той или иной степени компенсировать. Григорий Климов ("Князь мира сего"): "Дьявол всегда плох, а одержимые им легионеры далеко не всегда. Большинство легионеров страдают от дьявола и даже пытаются с ним бороться. Некоторые, преодолев дьявольские соблазны, даже становятся святыми и праведниками и заслуживают только уважение." В дегенеративном и извращенном обществе дегенераты и извращенцы обычно устраиваются лучше полноценных людей. У Г. Климова (там же): "Плевелы всегда собираются вместе. Это партия партий и союз союзов. Если один такой попадает наверх, то он насажает таких же сверху донизу. И секретарша у него будет такая, и все его друзья-приятели." Пробивание дегенератов наверх облегчается, среди прочего, ослабленностью у них моральных запретов и чувства самосохранения.

6.5. Извращенцы.

Человек, имеющий извращенную потребность, может сознавать или не сознавать ее противоестественность. Сознающий может сожалеть или не сожалеть о наличии у себя такой потребности. По-видимому, лучше считать извращенцем не всякого, кто имеет извращенную потребность, а того, кто не сожалеет о ней, стремится удовлетворять ее и вообще имеет установку на получение удовольст- вий извращенным путем, предпочитая этот путь нормальному. Извращение, наверное, может быть приемлемо, если имеется значи- тельный перекос в соотношении положительных и отрицательных эмоций в сторону последних и при этом ... - недоступны нормальные способы получения удовольствия; - нет возможности использовать неудовлетворенность для мобилизации сил на борьбу за удовлетворение нормальных потребностей нормальным путем; - извращение не деформирует психику, не вредит окружающим. Извращенность может формироваться благодаря воспитанию или вопреки воспитанию. Причины существования извращений: - заражение через непосредственно воспринимаемый пример или через растление; - заражение через описания (в литературе и пр.); - самостоятельное открывание их возможности. Человек может чувствовать извращенную потребность, но подав- лять ее или не иметь возможности ее удовлетворять. По-видимому, все без исключения люди эпизодически испытывают более или менее сильные извращенные желания, но большинство легко справляется с ними. Алкоголики, наркоманы, нимфоманы, игроки, карьеристы -- разновидности извращенцев. Извращением следует считать также большинство случаев содержания комнатных животных. Социальный вред его в том, что любители животных удовлетворяют посредством животных свою потребность в заботе о ближнем и потому пренебрежи- тельно относятся к людям (Гитлер: "Чем лучше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки"). Извращенец менее живуч и менее полезен для общества. Он вредит как дурной пример, как чрезмерный потребитель ресурсов или как обуза. Идеологии по отношению к извращениям бывают ... - извращенческие: поощряющие любые извращения как средство получения удовольствия (пример: гедонизм); как средство разрушения общества или выражения неприятия его (пример: идеология молодежного бунта 1968-го года); - частично извращенческие: эксплуатирующие некоторые не самые вредные извращения (пример: христианство с его аскетизмом); - неизвращенческие: нейтральные по отношению к извращениям (пример: марксизм); - антиизвращенческие: ставящие целью борьбу с извращениями (примеры: национал-социализм, модерализм).

6.6. Абсурдисты.

Ведь не то что я, путая других, сам ясно во всем разбираюсь, -- нет: я и сам путаюсь, и других запутываю. Сократ у Платона ("Менон"). Абсурдное -- нелепое, бессмысленое, бесцельное, бесполезное, несистемное. Абсурдными могут быть идеи, вещи, действия. Абсурд- ностью поражаются наука, искусство, идеологии, законодательство и пр. Иррациональное -- не обязательно абсурдное. Иррациональное -- возникшее вне разума, то есть продукт интуиции, откровения. Абсурдное же может быть продуктом абсурдного разума. Абсурдное ведет в конечном счете к деструкции, но само по себе может быть продуктом вдохновенного творчества. Возможные причины абсурдогенности индивидуума: усвоение абсурдных представлений, ущербность мышления. Абсурдистами являются, прежде всего, интеллектуалы, формиру- ющие свои представления о мире не на основе личного взаимодей- ствия с этим миром, а на основе мнений других интеллектуалов, и не стоящие перед необходимостью проверять свои умопостроения практикой. Главным отстойником и рассадником абсурда является искусство. Й. Хейзинга ("В тени завтрашнего дня", XVIII): "Ослабление всех связей с разумом и природой открывает в искусство двери любым эксцессам и всяческому вырождению." Абсурдисты могут быть очень трудолюбивы и производительны, но они малополезны в работе, предполагающей проверяемые практикой результаты, и вредят также тем, что дезориентируют других. В современном обществе значительная (если не преобладающая) часть расхожих представлений и значительная (если не преоблада- ющая) часть деятельности являются абсурдными. Причины тотальной абсурдизации: - накопление генетических дефектов человечеством, ведущее к увеличению доли индивидуумов с ущербными инстинктами, с искаженным мировосприятием; - значительная загруженность людей работой, не оставляющая им времени на критическое осмысление себя и мира; - высокий темп обновлений; - развитие и широкое использование средств манипулирования сознанием; - увеличение сложности человеческого мира ( вследствие техни- ческого развития, увеличения численности человечества); - увеличение доли работников умственного труда, рост специализации умственного труда; - вытеснение книг телевидением и радио (TV и радио распо- лагают к менее критичному усвоению материала, чем книги); - облегчение производства текстов, ведущее к растворению ценного в малоценном и абсурдном.

6.7. Преступники.

Должно учить и наказывать -- и ребенка, и мужчину, и женщину, -- пока наказываемый не исправится, а кто, несмотря на наказания и поучения, не слушается, того, как неизлечимого, надо изгонять из городов или убивать. Протагор у Платона ("Протагор"). Преступник -- человек, совершающий значительное нарушение социального порядка, которое причиняет вред другим людям, обществу. Нарушение порядка может быть ... - сознательное: из-за пренебрежения к нормам; из-за коллизии норм; из-за оценивания нормы как социально-вредной в текущей ситуации; - несознательное: по неведению; по неосторожности; из-за неуравновешенности, чрезмерной эмоциональности; из-за глубоких нарушений восприятия и мышления. Не всякое нарушение социального порядка причиняет непосредст- венный вред обществу, но всякое подрывает уважение к порядку. Идейный преступник -- человек, сознательно совершающий значительное нарушение социального порядка для собственной выгоды с нанесением ущерба другим людям, обществу в целом. Преступник -- не обязательно противник существующего социаль- ного порядка. Он может вполне одобрять этот порядок, если хорошо себя чувствует при нем в качестве преступника. Надо различать недовольство текущим состоянием общества и недовольство его принципиальным устройством. Можно иметь первое, но не иметь второго -- если человек признает за обществом способность изменяться в лучшую сторону и имеет возможность содействовать такому изменению. Человек, который осуждает имеющийся социальный порядок, не обязательно борется с ним или нарушает его. Можно бороться с порядком, не нарушая его: в пределах, допускаемых этим порядком. Человек, имеющий значительные личные выгоды от некоторого социального порядка, может тем не менее осуждать его с позиции общественных интересов и даже бороться с ним на этом основании. Различаются люди социально опасные вообще и социально опасные при наступлении определенных условий. Можно всю жизнь собираться совершить преступление, но так и не решиться на это или не дождаться подходящего случая. В широком смысле все граждане социально опасны. Многие из представляющихся явно опасными для общества уже совершили необнаруженные или нераскрытые преступле- ния. Формы предрасположенности к преступлениям: - слабость психики или тела, обусловливающая неспособность адаптироваться к требованиям социального порядка; - психическая болезнь; - чрезмерная агрессивность; - недоразвитость чувства долга; - наличие извращенных потребностей, несовместимых с социальным порядком. Чрезмерную агрессивность некоторых своих членов общество может нейтрализовывать, используя их для борьбы с преступниками и для войн. Известны следующие подходы к защите общества от преступников: - реагирующий: принятие мер после совершения преступлений или после проявления преступных намерений; - превентивный: нейтрализация потенциальных преступников -- обнаруживших явную предрасположенность к нарушению порядка. В рамках этих подходов применимы следующие средства: - пенитенциарные: наказание, то есть причинение неприятнос- тей; - воспитательные: индоктринация; - профилактические: устранение причин, порождающих преступные наклонности; - лечебные: оказание психиатрической помощи, исправление телесных дефектов, препятствующих социализации; - преобразующие: внесение нейтрализующих изменений в организм опасных людей (лекарственная обработка, кастрирование, отрубание руки и пр.); - исключающие: изоляция, изгнание, истребление. Модералистический подход к борьбе с преступностью состоит в следующем. Прежде всего надлежит заниматься профилактикой, и первейшие средства профилактики -- устранение излишеств владения и потребления, пропаганда умеренности, борьба с извращениями, оздоровление генофонда. Важнейшие условия минимизации преступности -- пропаганда здравой привлекательной идеологии и неукоснительное следование властей этой идеологии. При таком подходе удается поддерживать в обществе достаточный порядок, даже если оно сталкивается с очень большими трудностями.

6.8. Разрушители.

Разрушительство (= деструктивность) в узком смысле -- склон- ность к повреждению вещей (общественной собственности, истори- ческих памятников, природных объектов), в том числе с целью похищения их частей. Возможные непосредственные причины разрушительных действий: - праздность; - желание выразить неодобрение обществу, пренебрежение обществом; - борьба с символами; - стремление разрядить агрессивность; - любопытство; - зависть; - жадность; - желание продемонстрировать смелость; - потребность в переживании опасности. Разрушительство в широком смысле -- враждебное или пренебрежи- тельное отношение к сущностям, сохранение которых важно для благополучия этноса, нации, человечества. Деструкция (разрушение) личности -- искажение представлений, интеллектуальных привычек и навыков человека, снижающее его способность к сложной работе, психической адаптации и развитию, уменьшающее его ценность для общества, делающее его социально опасным или вредным. Предрасположенность к деструкции частично наследуется. Накоп- ление деструктивных черт личности -- разложение -- происходит по преимуществу вследствие восприятия деструктивных сведений и слабости корректирующих воздействий извне. Приобретение знания о формах деструктивного поведения действует на разных людей по-разному: - у не склонных к деструктивному поведению повышается сопротивляемость ему; - у склонных к деструктивному поведению появляются образцы для подражания. В отношении деструкции различные социальные факторы можно разделять на ... - деструктивные (располагающие к деструкции); - антидеструктивные (ориентирующие на сопротивление деструкции, на борьбу с деструктивными факторами); - нейтральные. Чтобы общество сохранялось и было более или менее благопо- лучным, действие деструктивных факторов должно нейтрализоваться действием антидеструктивных и конструктивных. Существование деструктивных факторов -- в основном следствие деятельности деструкторов. Деструкторы делятся на тех, кто сознает свою разрушительность, и тех, кто не сознает этого и, возможно, даже представляет себя борцом за общие ценности. Это обусловливается тем, что деструк- тивный эффект деятельности может быть неявным: отдаленным, кос- венным. Деструктор может вредить обществу в интересах другого общества. В этом случае он сам не обязательно является деструк- тивной личностью.

6.9. Спасатели.

При всем желании не видно каких-либо селектив- ных преимуществ, которые хоть один человек сегодня мог бы извлечь из обостренного чувства ответствен- ности или из добрых естественных наклонностей. Скорее следует серьезно опасаться, что нынешняя коммерческая организация общества своим дьявольским влиянием соперничества между людьми направляет отбор в прямо противоположную сторону. К. Лоренц. "Агрессия" (гл. 13). Типы личностей, выступающих в роли спасателей: - люди с особо сильным инстинктом самопожертвования; - люди с особо сильным инстинктом самосохранения и дальновид- ностью; - люди с чрезмерной агрессивностью, использующие идею спасения как благообразный повод для конфликтов, для насилия; - карьеристы, эксплуатирующие идею спасения; - истерические психопаты, использующие роль спасателей как средство выделиться. Противоположность спасателям -- разрушители. Спасателям приходится в основном бороться с ними и с последствиями их деятельности. Разновидность спасателей -- созидатели: личности, ориентиро- ванные на творчество, на достижение результатов, длительно со- храняющих значимость для общества. Созидатель может быть, к при- меру, исследователем, теоретиком, архитектором, писателем, но не может быть, к примеру, администратором, сыщиком, военным -- разве что реформатором в своей области. Принадлежность человека к созидательской профессии и даже наличие у него значительных творческих результатов еще не делает его созидателем в рассматри- ваемом здесь смысле: можно созидать и то, что причиняет потом большой ущерб. Деструкторы не только довольно часто выступают в роли творческих деятелей, но даже могут в отдельные периоды составлять в некоторых профессиях большинство. В благополучном обществе личности спасательского склада пребы- вают, как правило, на вторых ролях -- занимаясь мелочами и не получая должного удовлетворения от жизни. Их время -- время кризисов и катастроф: они легко выбиваются тогда в лидеры, привлекая к себе людей уверенностью в знании выхода, энергией, самоотверженностью.

6.10. Невротики.

Я далек от мысли, что все те, кто умаляет достоинства нашего рода, являются врагами добро- детели и разоблачают пороки своих собратьев с плохими намерениями. Напротив, я сознаю, что утонченное чувство нравственности, особенно если ему сопутствует раздражительный характер, может довести человека до отвращения ко всему миру и заставить его смотреть на обычный ход человечес- ких дел с чрезмерным негодованием. Давид Юм. "О достоинстве и низменности человеческой природы". Сначала у человека из-за повышенной чувствительности психики и неблагоприятности внешних условий развивается невроз. Потом под влиянием хронического невроза складывается невротический характер, усваивается или вырабатывается невротическая идеология. Потом в невротическом состоянии на основе невротической идеологии порождаются невротические замыслы, составляются невротические проекты -- как правило, агрессивные и/или деструктивные. Агрессивность, невротизм, властолюбие, деструктивность -- тяготеющие одно к другому качества, но не обязательно проявляю- щиеся совместно. Невротик раздражителен, но не обязательно агрессивен. Агрессивный человек не обязательно стремится к власти: иногда ему бывает достаточно доминирования над окружающими, иногда даже этого не требуется. Властолюбец не обязательно невротик. Невротик бывает вынужден стремиться к власти -- чтобы приобрести больше возможностей для защиты от невротизирующих факторов. Стремление к обогащению -- это тоже иногда лишь попытка защитить себя от невротизирующих факторов: у богача больше возможностей изолироваться от общества. Невротизации общества способствуют: - рост плотности населения; - повышение интенсивности жизни; - усложнение условий жизни; - появление новых средств взаимной невротизации; - увеличение доли индивидуумов-невротизаторов; - накопление абсурда. Источники невротизирующих факторов современного общества -- кандидаты на роль "главного врага". (Но только не сами невроти- ки, потому что я тоже иногда чувствую себя невротиком, хотя и умеренным, и я уверен, что при определенных условиях они могут быть очень полезными людьми. В современном обществе умному человеку со спасательской ориентацией очень трудно не стать невротиком. Я имею хорошее представление о том, насколько опасны невротики для общества, если их не ублажать. Обществу надо защи- щаться частично от невротиков, но в основном -- от невротизиру- ющих факторов.) Средства взаимной невротизации -- это вещи, создающие неудоб- ства окружающим; к примеру, источники звука (магнитофоны, теле- визоры, автомобильные сигнальные устройства, петарды и пр.). Невротизаторы -- люди, способствующие развитию неврозов у контактирующих с ними. Это извращенцы, сумасшедшие, дураки, а также агрессивные невротики с недоразвитым чувством долга. Невро- тики -- частью жертвы невротизаторов, частью продукт собственных извращений и собственной глупости. Неврозогенные действия невротиков еще больше иррационализируют общество. То есть имеет место лавинообразное нарастание невро- тизма. Первопричина невротичности общества -- деятельность дураков и извращенных умников, вызывающая "научно-технический прогресс" в его нынешней форме. Среди непосредственных причин неврозов надо различать психонапрягающие и психотравмирующие факторы. Психонапрягающие факторы: - шумы; - частая смена объектов внимания; - избыток информации; - необходимость быстрого реагирования; - ответственность выполняемой работы (порождающая боязнь ошибок); - недостаточность отдыха; - чрезмерно некомфортные условия; - опасности и мелкие вредности. Психотравмирующие факторы: - неприятности, получаемые в конфликтах с другими людьми, с обществом; - естественные неизбежные потери (болезни, старение, смерть -- свои и близких). Телесная ущербность индивидуума является по отношению к нему сильным невротизирующим фактором. Затяжное неворотическое состояние -- главная причина, распола- гающая человека к принятию деструктивной идеологии. Деструктивная идеология предлагает невротику способы ... - получить удовольствие, компенсирующее отрицательные эмоции; - приобрести средства для изолирования от невротизирующих факторов; - отомстить людям и обществу -- виновникам невротизирующих воздействий. Направления деневротизации общества: - ослабление невротизирующих факторов (к примеру, модерализация общества); - изолирование невротиков: друг от друга, от общества, от молодежи; - оказание помощи невротикам: ослабление действующих на них невротизирующих факторов; обучение социально приемлемым способам уклонения от невротизирующих факторов, адаптирования к ним, компенсирования их; - антиневротическое воспитание.

6.11. Сумасшедшие.

Я серьезно убежден, что миром управляют совсем сумасшедшие. Несумасшедшие или воздерживаются, или не могут участвовать. Л. Н. Толстой У отдельных лиц помешательство встречается редко, у групп же, партий, народов, эпох оно оказывается правилом. Ф. Ницше. "По ту сторону добра и зла" (156). Чтобы делать великие дела, надо быть хоть немного психически ненормальным. Если человек стремится к великому, значит, он уже не совсем нормален. Только немногие из сдвинутых становятся великими, но большинство великих -- сдвинутые. Сойти с ума -- значит, оказаться в очень приличной компании, в которой есть и Ньютон, и Руссо, и Гоголь, и Ницше, и многие другие творцы современной культуры в ее лучшей части. Люди, чей рассудок повредился на творческой работе, -- своеобразные герои, ставшие инвалидами при выполнении обществен- ного долга. Относиться к ним пренебрежительно -- это так же низко, как шарахаться от изувеченных героев справедливой войны. Возможные схемы связи творческих сверхспособностей и психи- ческих нарушений: ================ +----------------|дополнительные| ============= | +->| психические | |сознаваемая|<+ =========== | | нарушения | |психическая|-->|страдания|-+ ================ ============== |ущербность | =========== | ================ | творческие | ============= +->| компенсации |->| достижения | ================ | | ============== ================ | психические | +--| нарушения | ============ ============= | | | |откровения|->| страдания |-+ ================ ============ ============= | ================ ============== | +--| компенсации |->| творческие | | ================ | достижения | +----------------------------------------->| | ============== ================ | психические | ============= +->| нарушения | |извращенные| =========== | | | |потребности|-->|страдания|-+ ================ ============== | |<-+=========== | ================ | творческие | ============= | +->| компенсации |->| достижения | | ================ | | +-----------------------+ ============== Надо различать: - психическое отклонение (оно может быть и в хорошую сторону); - психическое нарушение (ослабление некоторых психических функций при сохранении способности к адекватной самооценке и к управлению собой); - психическую болезнь (не обязательно повреждающую умственные способности, поскольку ум -- это лишь малая часть психики). Можно корректно говорить об отклонениях лишь при условии, что определена норма. В качестве таковой может приниматься: - среднее арифметическое; - равноудаленное от крайностей; - наиболее часто встречающееся; - генетически заданное; - наиболее эффективное в существующих условиях. Высокая степень психической нормальности -- по-видимому, такое же редкое качество, как и красота тела. К тому же, психически нормальный человек -- почти непременно дурак, каким бы образом ни определялась норма, -- потому что очень трудно найти человека, у которого бы оказались повышенно развитыми ВСЕ психические качества (то есть, ни одно не переразвито в ущерб другим). Блез Паскаль ("Мысли", 414): "Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием." Причины аномальности психики: - врожденные органические нарушения; - травмы мозга (механические, химические, лучевые и пр.); - хроническая перегрузка психики (эмоциональная, информационная, деятельностная); - кратковременная значительная перегрузка психики; - своеобразное воспитание. Знание психиатрии помогает удерживать психику в состоянии, близком к психической нормальности, но не гарантирует успеха в этом деле. Многие психиатры сами являются ненормальными в той или иной степени: одни "заразились" от пациентов, другие выбрали профессию с намерением лучше разобраться в собственных страннос- тях, третьи сошли с ума вследствие больших потрясений, к примеру, полного разочарования в способности людей к здравомыслию. Сумасшедшие бывают: - слабо поврежденные, сильно поврежденные; - пассивные, деятельные; - мирные, агрессивные; - признающие свою странность, не признающие своей странности; - стремящиеся приспособиться к обществу, стремящиеся приспособить к себе общество. Типы, представленные в каждом пункте этого списка вторыми, являются более опасными для общества. (Что касается меня, то я если и поврежден, то сравнительно слабо, зато деятелен и агрес- сивен и -- хотя и признаю свою непохожесть на окружающих и по мере сил приспосабливаюсь к обществу -- в основном стремлюсь приспособить его к себе, и если мне скажут, что для существующего общества я не опасен, то я сильно обижусь.) Некоторым разновидностям психически ненормальных находятся полезные применения. К примеру, садисты становятся палачами, эротоманки -- проститутками, истерические психопаты -- актерами, лица с больным воображением сочиняют развлекательные истории, а желающие пострадать совершают подвиги. Хорошо организовано то общество, которое может пристроить большое число психов. Однородных психов стравливают между собой: склонного к насилию преступника преследует склонный к насилию полицейский; рвущегося к власти политикана сдерживает другой рвущийся к власти политикан. Взаимодополняющие психи хорошо уживаются вместе (садист и мазохист, к примеру), доставляют радость друг другу и не мешают окружающим. Условия жизни в современном обществе располагают к сумасхож- дению. Общество сумасшедших держится, потому что состоит из больных, страдающих несхожими отклонениями. А общество из стра- дающих одинаковым отклонением -- это уже нормальное общество, но со своеобразной нормой. Среди психически ненормальных выделяются те, кто ... - способны к сверхсложному труду; - способны к сложному труду; - способны только к простому труду; - не способны к труду. Представители первого типа -- фактор благополучия общества, но фактор опасный. Нормальные паразитируют на них и обязаны им основными творческими достижениями человечества. Представители четвертого типа -- обуза для остальных, включая трудоспособных сумасшедших. * * * К. Лоренц ("Агрессия", гл. 8): "Гольян без переднего мозга выглядит, ест и плавает, как нормальный; единственный отличающий его поведенческий признак состоит в том, что ему безразлично, если никто из товарищей не следует за ним, когда он выплывает из стаи. (...) Если он видел корм или по какой-то другой причине хотел куда-то, он решительно плыл туда -- и, представьте себе, ВСЯ СТАЯ ПЛЫЛА СЛЕДОМ. Искалеченное животное как раз из-за своего дефекта стало несомненным лидером." В человеческом обществе психически ущербные особи аналогично становятся лидерами и ведут человеческую стаю не туда, куда ей нужно.

6.12. Гении.

Гениальность -- перекос в психическом развитии. Этот перекос может дать человеку значительные преимущества, но лишь при некоторых, далеко не всегда складывающихся условиях. Гений обычно ведет себя не как все, не может устроиться, как все, и поэтому создает впечатление неполноценного, чувствует это и стремится компенсировать свои неприятности выдающимися достижениями. Для значительного успеха в деятельности (творческой и не только) требуются: - целеустремленность; - способности; - благоприятные внешние постоянные факторы; - благоприятные внешние случайности; - благоприятные внутренние случайности (удачные повороты потока сознания). Возможные факторы, формирующие целеустремленность: - телесная неполноценность; - принадлежность второсортной общественной группе: этносу, сословию, расе; - перекос в психическом развитии: неспособность к некоторым видам деятельности; - психические и нервные дефекты и расстройства: заикание, энурез, тик, припадки, неврастения и пр. Гении -- важный, но очень опасный ресурс. Наличие большого количества гениев в этносе -- признак его ущербности. Значительную часть своих неприятностей человечество имеет из-за того, что гении что-то безответственно придумали, а дураки некритично восприняли. Есть законченные гении: люди, не способные к негениальной психической жизни. И есть полугении: люди, способные и возбуждать свою гениальность, и сдерживать ее -- в зависимости от обстоя- тельств. Специально плодить гениев не следует: бывает достаточно форми- рующихся естественным путем. Надо лишь своевременно выявлять их, направлять, умеренно помогать им -- с учетом того, что чрезмерная забота о творческих личностях вредит творчеству. Очень выгодно воспитывать полугениев -- но только в правильно организованном обществе: настроенном максимально использовать способности каждого. В неправильно же организованном обществе "плохие" полугении изобретательно эксплуатируют его пороки, а "хорошие" готовят революцию.

6.13. Дураки.

Я сам терпеть не могу этих выродков, а если хочу позабавиться над чьей-либо глупостью, то искать далеко мне не надо: я смеюсь над собой. Сенека. "Письма Луцилию" (50). Если общество делить на умных и дураков по способности разби- раться со сложными вещами, то в дураках оказывается большинство населения. Дурак -- нормальный средний человек, опора государ- ства. Умный модералист ничего против дурака не имеет, если тот не лезет во власть, не воображает себя интеллектуальным талантом, не поддерживает деструктивных лидеров, не слишком много потреб- ляет и готов пострадать за общее дело. По отношению к сложной культуре люди бывают ... 1) способные творить ее; 2) способные понимать и сохранять ее, но не творить; 3) способные пользоваться ею, но не сохранять и тем более не творить ее; не понимающие ее смысла, выгод и опасностей; 4) не способные даже пользоваться ею. Основная часть населения (= дураки) относится к группам 3 и 4. Некоторые -- вследствие неправильного воспитания, но большинство -- из-за генетической нерасположенности к восприятию сложной культуры. От этого обстоятельства не было большого вреда, когда людей было мало, они потребляли мало ресурсов и потому не могли причинять значительного ущерба окружающей среде. От этого обсто- ятельства не будет большого вреда, если модералисты станут пасторами человеческого стада. Й. Хейзинга ("В тени завтрашнего дня", XX): "Повсюду пышно цветут иллюзии и заблуждения ... Нет такого прибора, которым можно было бы измерить, каков процент поглупевших и одураченных и больше ли он прежнего, но сама глупость стала могущественней, чем раньше, она выше восседает на троне и злее вредит."

6.14. Стремление к власти.

Больные хотят проявить превосходство В КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО ФОРМЕ, у них инстинкт окольных тропинок, ведущих к тирании над здоровыми, -- и где только не встретишь именно у наислабейших этого стремления, воли к власти. Ф. Ницше. "К генеалогии морали" (III.14). Стремление к власти может быть ... - первичное (проявление переразвитого инстинкта властвования); - вторичное (порожденное потребностью в преодолении неполноценности, спасательскими установками и т. д.). Ущербные индивидуумы, стремящиеся к власти, сталкиваются между собой и занимаются взаимным уничтожением. Политические столкнове- ния -- это по преимуществу столкновения между ущербными или по вине ущербных. Ущербные у власти вредны тем, что не используют власти в должной мере на пользу обществу (и не дают этого делать другим): свою основную движущую потребность -- стремление к превосходству -- они в достаточной степени удовлетворяют уже тем, что захватывают и удерживают власть. Приобретение хорошей посмертной репутации обычно их не очень беспокоит: некоторых из них устраивает и слава "кровавых тиранов", а некоторым вообще и вовсе безразлично, как их будут поминать после. По-видимому, основной механизм формирования стремления к власти выглядит так: ============ +-->| половые | |+->|извращения|->+ || ============ | || ============ | |+--| телесные |->+ | | дефекты | | | ============ | |+----------------+ || =============== ============== ============ |+->|низкий статус|--->|недовольство|-->|стремление| | | в обществе |<-+ | статусом |-->| к власти | | =============== | ============== ============ | | | ============ | | +-------->| садизм |-+ | | | | | | | ============ | +---------<----------+----------<--------------------+ О стремлении гомосексуалистов к лидерству есть уже у Платона (тоже, по-видимому, гомосексуалиста, если судить по восторгу, с каким он описывает извращенческую любовь): "... им нравится лежать и обниматься с мужчинами. Это самые лучшие из мальчиков и из юношей, ибо они от природы самые мужес- твенные. Некоторые, правда, называют их бесстыдными, но это за- блуждение: ведут они себя так не по своему бесстыдству, а по своей смелости, храбрости и мужественности, из пристрастия к собственному подобию. Тому есть убедительное доказательство: в зрелые годы ТОЛЬКО ТАКИЕ МУЖЧИНЫ ОБРАЩАЮТСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Возмужав, они любят мальчиков, и у них нет при- родной склонности к деторождению и браку; к тому и другому их принуждает обычай, а сами они вполне довольствовались бы сожи- тельством друг с другом без жен." ("Пир") В приведенном фрагменте утешает то, что и во времена Платона находились люди, считавшие гомосексуализм бесстыдством. Не все извращенцы и дегенераты стремятся к власти, не все из стремящихся являются деструкторами, но значительная корреляция указанных качеств имеет место. Нередко садизм это извращенное проявление стремления к власти. Некоторые сексуальные извращения порождаются стремлением по- чувствовать власть над "сексуальным партнером" (то есть получить удовольствие не только от собственно сполового акта, но и от властвования: двойное удовольствие, так сказать). Возможные действия человека, не довольного своим положением в обществе: - смириться; - удалиться от общества; - сменить общество (эмигрировать); - компенсировать неприятности: местью обществу; местью отдельным людям за все общество; сексуальными излишествами; наркотическими средствами; присвоением благ; - повысить статус в существующем обществе: законным путем; незаконным путем; - переделать общество (устроить революцию). Возможные причины недовольства человека своим положением в обществе: - слишком низкое положение; - слишком высокие притязания. Возможные причины низкого положения человека в обществе: - низкое происхождение; - случайные неудачи, несчастья; - телесные недостатки; - психические отклонения, в том числе чрезмерная глупость; - осуждение обществом за некоторые действия, в том числе за извращения; - образ мыслей, чуждый большинству. Возможные причины высоких притязаний: - повышенные естественные потребности; - извращенные потребности; - высокая самооценка (обусловленная выявлением в себе особых достоинств либо складывающаяся как компенсация чрезмерных неприятностей).

6.15. Деструкторы и Сатана.

Враг народа может быть другом какого-нибудь другого народа, пособник Сатаны -- это враг всего рода человеческого, так что в отношении выбора врагов христианская церковь радикальнее, к примеру, сталинистов. Что касается модерализма, то в этом отношении его позиция совпадает с позицией христианства: модералист борется с врагами человечества. Сатана -- мифическое объяснение и символ социальных феноменов, разрушительных для человеческого рода. Все сатанисты -- деструкторы. Правда, далеко не все деструкторы -- сознательные сатанисты: деструктор не обязательно отдает себе отчет в своей разрушительности, не обязательно признает себя пребывающим на той же стороне, что и Сатана. Сатане поклоняются те, кто совмещает потребность в поклонении с ненавистью к обществу. Г. Климов ("Протоколы красных мудрецов"): "С точки зрения диалектического материализма, дьявол представ- ляет собой не что иное, как сложный комплексный процесс вырожде- ния, или дегенерации, который состоит в основном из трех частей: половых извращений, психических болезней и некоторых физических деформаций организма." По Климову, имеют место следующие законо- мерности: - 90% всех преступлений, как уголовных, так и политических, является результатом наследственной дегенерации; - 90% всех болезней связано с психическими расстройствами; - 90% гениев являются психически ненормальными; - помешательство в 90% случаев -- это результат наследственности; - двуполость (гомосексуализм, лесбиянство) порождает двуличие (= скрытность, двойную жизнь): двуполые -- двуличные, двуличные -- двуполые. Сатанизм -- средство оправдания дурных наклонностей, способ выделиться, форма удовлетворения извращенных потребностей, реакция на лживость христианских церквей и общества в целом. Существует много вариантов сатанизма -- реализующих набор его функций в различной пропорции. Помимо настоящих сатанистов -- сознательно стоящих на стороне зла -- существуют квазисатанисты, утверждающие, что трактовка добра и зла в господствующих учениях в значительной степени ошибочная или лживая (вариант такого подхода представлен в книге Анатоля Франса "Восстание ангелов"). К явным деструкторам можно отнести только настоящих сатанистов. Что же касается квазисатанистов -- своеобразно толкующих добро и зло и употребляющих атрибуты сатанизма скорее для выражения протеста -- то они не более деструктивны, чем противостоящие им ортодоксы и лицемеры, и полезны тем, что частично нейтрализуют вредное влияние этих ортодоксов и лицемеров. Вообще, различение добра и зла -- это во многих случаях дело очень сложное. Многие группы сатанистов при своем возникновении восприняли са- танинские идеи, по-видимому, исключительно через литературу, кино и интернет, добавив к полученным таким образом сведениям собст- венные домыслы. Иначе говоря, если зло способно к самовозрожде- нию, то мистически-идеологическое оправдание зла надежно обеспе- чено преемственностью через культуру, причем очищение от него культуры -- дело трудное и ненужное. Выгоднее не "выкорчевывать" сатанинские учения, а препятствовать их распространению и противопоставлять им здравые идеологические подходы. К тому же, более действенным защитным средством является сокращение численности потенциальных носителей сатанинских учений -- дегенератов. * * * Модералистический подход может в целом рассматриваться как продолжение антисатанинской линии в человеческой истории, но только с учетом того, что в этой борьбе делалось много ошибок и что квазисатанисты -- всего лишь своеобразные искатели истины и/или позеры.

Возврат в оглавление
Сайт управляется системой uCoz